Меню KDT

2017-2018 уч.г.

Утверждены приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 27 января 2016 № 83

Правила и условия проведения аттестации педагогов

      Сноска. Правила - в редакции приказа Министра образования и науки РК от 12.11.2021 № 561 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

  1. Настоящие Правила проведения аттестации педагогов (далее - Правила), разработаны в соответствии с пунктом 7статьи 139 Трудового кодекса Республики Казахстан, статьи 14 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога", подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах" (далее – Закон о государственных услугах), определяют порядок проведения аттестации педагогов и присвоения (подтверждения) квалификационных категорий педагогам.
  2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) аттестуемый – лицо, проходящее аттестацию и претендующее на присвоение (подтверждение) квалификационной категории в соответствии с настоящими Правилами;

      2) аттестация – процедура, проводимая с целью определения уровня квалификации педагогов, по результатам которой присваиваются (подтверждаются) квалификационные категории согласно настоящих Правил;

      3) аттестационная комиссия – коллегиальный орган, уполномоченный проводить процедуру аттестации педагогов (далее - Комиссия);

      4) аттестационный период – промежуток времени в календарном году (январь-май, август-декабрь), в течение которого аттестуемый подает заявление на сдачу Национального квалификационного тестирования, проходит квалификационную оценку, подает заявление в аттестационную комиссию о присвоении (подтверждении) квалификационной категории согласно настоящих Правил;

      5) апелляция – процедура пересмотра результатов национального квалификационного тестирования, которая осуществляется по запросу педагога посредством информационных коммуникационных технологий в соответствии с настоящими Правилами;

      6) республиканская комиссия по рассмотрению апелляций (далее –комиссия по апелляции) – комиссия, создаваемая уполномоченным органом в области образования, которая принимает решение по спорным вопросам при несогласии педагогов с результатами национального квалификационного тестирования;

      7) квалификационная категория – уровень профессиональной компетентности педагога, соответствующий квалификационным требованиям согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5750) (далее – приказ № 338);

      8) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности – процедура оценки соответствия достижений аттестуемого уровням квалификационных требований;

      9) государственная услуга – одна из форм реализации отдельных государственных функций, осуществляемых в индивидуальном порядке по обращению или без обращения услугополучателей и направленных на реализацию их прав, свобод и законных интересов, предоставление им соответствующих материальных или нематериальных благ;

      10) стандарт государственной услуги – перечень основных требований к оказанию государственной услуги, включающий характеристики процесса, форму, содержание и результат оказания, а также иные сведения с учетом особенностей предоставления государственной услуги;

      11) педагог - лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности;

      12) национальное квалификационное тестирование (далее – НКТ) – процедура, проводимая в целях определения уровня профессиональной компетентности педагога, по тестам, разработанным уполномоченным органом в области образования в соответствии с настоящими Правилами.

  1. Аттестация педагогов проводится не реже одного раза в пять лет в соответствии с подпунктом 3)пункта 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога", руководителей организаций образования – один раз в три года в соответствии с пунктом 5 статьи 44 Закона Республики Казахстан "Об образовании", заместителей руководителя организаций образования – один раз в три года в соответствии с пунктом 130 настоящих Правил.
  2. Для проведения аттестации педагогов в уполномоченных органах соответствующей отрасли, органах управления образования (далее - аттестующий орган) области, города республиканского значения и столицы, района, города областного значения приказом первого руководителя этих государственных органов создаются Комиссии для следующих квалификационных категорий:

      "педагог" - в организациях образования;

      "педагог-модератор", "заместитель руководителя третьей квалификационной категории" или "руководитель-организатор", "заместитель руководителя второй квалификационной категории" или "руководитель-менеджер", "педагог-модератор" – для методистов – в органах отдела образования района, города областного значения;

      "педагог-эксперт" и "педагог-исследователь", "заместитель руководителя первой квалификационной категории" или "руководитель-лидер", "педагог-эксперт", "педагог-исследователь", "педагог-мастер" – для методистов – в органах управления образования области, города республиканского значения и столицы;

      "педагог-мастер" - при уполномоченном органе в области образования.

  1. В состав Комиссии по аттестации педагогов входят педагоги, имеющие стаж работы не менее 10 лет, квалификационные категории "педагог-исследователь" или "педагог-мастер", методисты учебно-методических кабинетов (центров), организаций повышения квалификации, представители общественных и неправительственных организаций, профсоюзов, специалисты органов управления образования, подведомственных организаций.
  2. В состав Комиссии для аттестации руководителей и заместителей руководителей организаций образования (методических кабинетов (центров) входят представители государственных органов, в том числе местных представительных и исполнительных органов, уполномоченного государственного органа по труду, представители профсоюзов, неправительственных организаций, коллегиальных органов управления организаций образования, общественных советов, а также сотрудники структурных подразделений аттестующего органа.
  3. Комиссия состоит из нечетного числа членов и состоит не менее чем из семи членов. Члены Комиссии участвуют в заседаниях Комиссии без права замены.
  4. Председатель и заместитель председателя Комиссии избираются из числа членов Комиссии.
  5. Аттестация педагогов организаций образования отраслевых государственных органов осуществляется Комиссией уполномоченного органа соответствующей отрасли.
  6. Секретарь конкурсной комиссии подготавливает материалы, необходимые документы к заседанию Комиссии, оформляет и подписывает протокол, не является ее членом.
  7. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее две трети ее состава.
  8. Результаты голосования определяются большинством голосов членов Комиссии. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.
  9. На заседаниях Комиссии ведется аудио- или видеозапись. Аудиовидеозапись хранится в государственном органе, проводящего процедуру аттестации, не менее трех лет.
  10. Комиссия соответствующего уровня рассматривает документы аттестуемого два раза в год (до 5 мая и 5 ноября текущего года соответственно).

Глава 2. Порядок прохождения аттестации

  1. Аттестация включает в себя следующие этапы:

      для педагогов:

      1) НКТ;

      2) эссе;

      3) квалификационная оценка;

      4) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности;

      для заместителей руководителя организаций образования, заместителей руководителя и методистов методических кабинетов (центров):

      1) квалификационная оценка;

      2) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности;

      3) собеседование на заседании аттестационной комиссии с презентацией результатов деятельности (при несовпадении оценки самооценивания и оценки комиссии);

      для руководителей организаций образования и методических кабинетов (центров):

      1) НКТ;

      2) квалификационная оценка;

      3) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности;

      4) собеседование на заседании Комиссии с презентацией результатов деятельности (при несовпадении оценки самооценивания и оценки комиссии).

Параграф 1. Порядок проведения НКТ

  1. На первом этапе аттестации проводится НКТ. Для сдачи НКТ педагог подает заявление по специальности, указанной в дипломе или по основной должности по форме согласно приложению 1настоящих Правил в Национальный центр тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – НЦТ) или организацию им определенной. При подаче заявления на прохождение НКТ педагоги выбирают язык сдачи (казахский, русский), дату, время.
  2. Оператором проведения НКТ является НЦТ или организация им определяемая. НКТ проводится в электронном формате.
  3. Заявление, поданное педагогом для сдачи тестирования, попадает в базу данных НЦТ или организацию им определенной. НЦТ или организация им определенная направляет в личный кабинет педагога пропуск на тестирование по форме согласно приложению 2к настоящим Правилам.
  4. НКТ проводится в сроки, определенные уполномоченным органом в области образования, в соответствии с заявлением педагога.
  5. Кандидаты без стажа, окончившие организацию технического и профессионального, послесреднего или высшего и/или послевузовского образования по педагогическим специальностям, принимаются на работу после успешного прохождения НКТ. Для данных кандидатов без стажа квалификационная категория "педагог" присваивается аттестационной комиссией организации образования на основании результата НКТ.

      Кандидатам без стажа организаций технического и профессионального, высшего и послевузовского образования, набравшим на тестировании не менее 50 баллов, присваивается квалификационная категория "педагог".

  1. НКТ проходят:

      педагоги:

      1 (один) раз в календарный год – бесплатно;

      повторно 1 (один) раз на платной основе в течение календарного года;

      педагоги, претендующие на досрочную аттестацию 1 (один) раз в течение календарного года – бесплатно;

      пробные (по желанию педагога) – на платной основе в течение календарного года;

      кандидаты без стажа, имеющие техническое и профессиональное, высшее и/или послевузовское образование по педагогическим (специальностям) направлениям:

      1 раз в течение календарного года – бесплатно;

      руководители организаций образования, методических кабинетов (центров) в календарный год 1 (один) раз – бесплатно;

      повторно 1 (один) раз на платной основе в течение календарного года;

      пробные (по желанию) – на платной основе в течение календарного года.

  1. НКТ состоит из следующих тестовых заданий:

      1) Для педагогов дошкольных организаций воспитания и обучения:

      "Дошкольная педагогика и психология" – тридцать заданий;

      "Методика дошкольного воспитания и обучения" – тридцать заданий;

      2) Педагоги начального образования сдают тестирование по предметам:

      "Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;

      "Содержание учебного предмета" (казахский или русский язык (по языку обучения), литературное чтение, математика) – семьдесят заданий;

      3) Для педагогов основного среднего и общего среднего образования:

      "Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;

      "Содержание учебного предмета" – семьдесят заданий;

      4) Для педагогов организаций дополнительного образования:

      "Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;

      "Основы психологии" – тридцать заданий;

      5) Для воспитателей интернатных организаций, общежитий:

      "Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;

      "Основы психологии" – тридцать заданий;

      6) Для воспитателей специальных организаций:

      "Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;

      "Основы психологии" – тридцать заданий;

      7) Для педагогов специальных организаций образования:

      "Специальная педагогика и методика обучения" – тридцать заданий;

      "Содержание учебного предмета" – тридцать заданий;

      8) Для методистов организаций образования (кроме методистов методических кабинетов (центров):

      "Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;

      "Содержание учебного предмета" – семьдесят заданий;

      9) Для организаций технического и профессионального, послесреднего образования:

      Педагоги по общеобразовательным предметам:

      "Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;

      "Содержание учебного предмета" – семьдесят заданий;

      Педагоги по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам:

      "Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;

      "По направлению деятельности" – семьдесят заданий;

      Мастера производственного обучения:

      "Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;

      Педагоги иных должностей:

      "Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;

      "Основы психологии" – тридцать заданий;

      10) Для педагогов по физической культуре по выбору:

      1) "Содержание учебного предмета" – семьдесят заданий;

      "Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;

      либо 2) "Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;

      Тесты Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы по выбору в соответствии с Правилами проведения тестов Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, утвержденными приказом соотвествующего уполномоченного органа (проводится организацией, определяемой уполномоченным органом в области образования).

      11) кандидат без стажа, имеющий техническое и профессиональное, высшее и/или послевузовское образование по педагогическим (специальностям) направлениям:

      "Содержание учебного предмета" – семьдесят заданий;

      "Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий.

      По направлению Педагогика дошкольного воспитания и обучения:

      "Дошкольная педагогика и психология" – тридцать заданий;

      "Методика дошкольного воспитания и обучения" – тридцать заданий.

      12) Для руководителей организаций образования (в т.ч. методических кабинетов (центров):

      по направлению "Знание законодательства" – восемьдесят вопросов:

      Трудовой кодекс Республики Казахстан – двадцать вопросов;

      Кодекс о браке (супружестве) и семье – двадцать вопросов;

      Закон Республики Казахстан "Об образовании" – двадцать вопросов;

      Закон Республики Казахстан "О статусе педагога" – десять вопросов;

      Закон Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан" – десять вопросов;

      по направлению "Управленческие компетенции" – двадцать вопросов.

  1. Результат тестирования считается положительным при получении следующих баллов:

      1) Для педагогов дошкольных организаций воспитания и обучения:

      "Дошкольная педагогика и психология":

      квалификационная категория "педагог" – 50 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;

      "Методика дошкольного воспитания и обучения":

      квалификационная категория "педагог" – 30 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 40 %;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50 %;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %.

      2) Для педагогов начального обучения:

      по направлению "Содержание учебного предмета":

      квалификационная категория "педагог" – 50 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;

      по направлению "Педагогика, методика обучения":

      квалификационная категория "педагог" – 30 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 40 %;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50 %;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %.

      3) Для педагогов основного среднего и общего среднего образования:

      по направлению "Содержание учебного предмета":

      квалификационная категория "педагог" – 50 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;

      по направлению "Педагогика, методика обучения":

      квалификационная категория "педагог" – 30 %;

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 40 %;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50 %;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %;

      4) Для педагогов организаций дополнительного образования:

      "Педагогика, методика обучения":

      квалификационная категория "педагог" – 50 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;

      "Основы психологии":

      квалификационная категория "педагог" – 30 %;

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 40 %;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50 %;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %.

      5) Для воспитателей интернатных организаций, общежитий

      По направлению "Педагогика, методика обучения"

      квалификационная категория "педагог" – 50 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;

      "Основы психологии" –тридцать заданий:

      квалификационная категория "педагог" – 30 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 40 %;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50 %;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %.

      6) Для воспитателей специальных организаций

      По направлению "Педагогика, методика обучения"

      квалификационная категория "педагог" – 50 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;

      "Основы психологии" – тридцать заданий:

      квалификационная категория "педагог" – 30 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 40%;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50%;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %;

      7) Для педагогов специальных организаций образования:

      По направлению "Содержание учебного предмета"

      квалификационная категория "педагог" – 50 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;

      По направлению "Основы психологии" – тридцать заданий:

      квалификационная категория "педагог" –30 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 40%;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50%;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %;

      8) Для методистов организаций образования (кроме методистов методических кабинетов (центров):

      "Содержание учебного предмета":

      квалификационная категория "педагог" – 50 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;

      "Педагогика, методика обучения":

      квалификационная категория "педагог" – 30 %;

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 40 %;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50 %;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %.

      9) Для педагогов организаций технического и профессионального, послесреднего образования:

      по направлению "Содержание учебного предмета":

      квалификационная категория "педагог" – 50 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;

      по направлению "По направлению деятельности":

      квалификационная категория "педагог" – 50 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;

      по направлению "Педагогика, методика обучения":

      квалификационная категория "педагог" – 50 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 60 %;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70 %;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 90%;

      "Основы психологии" – тридцать заданий:

      квалификационная категория "педагог" – 50 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 60 %;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70 %;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %.

      10) Для педагогов по физической культуре:

      по направлению "Содержание учебного предмета":

      квалификационная категория "педагог" – 50 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;

      "Педагогика, методика обучения":

      квалификационная категория "педагог" – 50 %

      квалификационная категория "педагог-модератор" – 60 %;

      квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70 %;

      квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;

      квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %.

      Тесты Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы:

      квалификационные категории "педагог", "педагог-модератор", "педагог-эксперт", "педагог-исследователь", "педагог-мастер" – соответствуют начальному уровню готовности.

      11) Для кандидатов без стажа, имеющих техническое и профессиональное, высшее и/или послевузовское образование по педагогическим (специальностям) направлениям:

      "Содержание учебного предмета":

      квалификационная категория "педагог" – 50 %;

      "Педагогика, методика обучения":

      квалификационная категория "педагог" – 50 %.

      По направлению Педагогика дошкольного воспитания и обучения:

      "Дошкольная педагогика и психология":

      квалификационная категория "педагог" – 50 %;

      "Методика дошкольного воспитания и обучения":

      квалификационная категория "педагог" – 50 %.

      12) для руководителей организаций образования (методических кабинетов (центров):

      по направлению "Знание законодательства":

      "руководитель-организатор" – 70%;

      "руководитель-менеджер" – 80%;

      "руководитель-лидер" – 90 %;

      по направлению "Управленческие компетенции":

      "руководитель-организатор" – 70%;

      "руководитель-менеджер" – 80%;

      "руководитель-лидер" – 90 %.

Послание Президента

Мектеп директоры Исина Бибигуль Толеубаевна

Рубрика поздравлений

Опрос

Статистика

  • Осы айда34
  • Осы аптада13
  • Кеше2
  • Бүгін0
  • Желіде:0

Полезные ссылки